Павел Лавринец.
В. И. Самойло в русской периодике и культурной жизни Вильно (1920–1939) // Mokslo darbai. Literatūra. 2018 60(2): Rusistica Vilnensis. ISSN 0258-0802. ISSN 1648-1143 (Online).
Исследование участия
Владимира Самойло (1878–1941) в русской печати и русской культурной жизни межвоенной Вильны содержит характеристики некоторых изданий («Виленское слово», 1920–1921; «Виленская мысль», 1921–1922; «Виленская речь», 1922–1923, «Виленское утро», 1921–1927; «Утро», 1927–1928; «Наше время», 1930–1939), в которых публицист и критик так или иначе сотрудничал. В статье отмечаются конфликтные отношения Самойло с редактором «Виленского утра»
Анатолием Ромашевым и ведущим сотрудником той же газеты
Дорофеем Боханом, известным критиком, публицистом, переводчиком, одним из руководителей Виленского Русского общества (ВРО). В анализе участия Владимира Самойло в русской общественной и культурной жизни указывается на его роль в организации в феврале 1920 года в Вильно совместного вечера
Дмитрия Мережковского,
Зинаиды Гиппиус,
Дмитрия Философова, Владимира Злобина и
лекции Мережковского, дается представление о его участии в литературных вечерах и дискуссиях Виленского Русского общества и Литературно-артистической секции Виленского Русского общества, в собраниях Религиозно-философской секции (Религиозно-философский кружок; 1927–1939) при ВРО: он участвовал в обсуждениях доклада
Вячеслава Богдановича о софиологии Владимира Соловьева и Евгения Трубецкого (1936), в дискуссии по книге профессора виленского Университета Стефана Батория Богумила Ясиновского «Восточное христианство и Россия» (1937), по лекции Александре Вейдемана «Проблема бессмертия и воскресения» (1937), сам делал доклады о Киреевском, Чаадаеве, Вейдемане и т. д. Представленный материал позволяет утверждать, что несмотря на конфликты и разногласия Самойло с отдельными выдающимися представителями неоднородного виленского русского общества, обусловленные различиями в мировоззренческих установках, публицист и мыслитель был его деятельным и влиятельным участником.