Выписки из рецензии
Дорофея Бохана на единственный (посмертный) сборник стихов
Василия Селиванова Поэт настроения
<...>
Судьба всегда жестока к своим избранникам: молодой поэт, «отмеченный божественным перстом», имевший дар вникать душою в голоса природы и в тайны мира, не успел передать нам, читателям его стихотворений, того богатства красок, форм и звуков в природе, какое он, поэт милостью Божией, умел понимать своей чуткой, поэтической душой.
Он был еще очень молод. Но уже нашел в себе силы пойти собственным путем. Для начинающих поэтов – всегда очень опасен Пушкин: очарованные дивными песнями его музы, многие не имеет сил выйти из «орбиты Пушкина», пойти своей дорогой, «пить хоть из малого, но своего стакана» – и обречены на бездарные перепевы пушкинских мотивов без его силы и нежности, его красоты и грации, словом – без его колоссального таланта...
Все новейшие «звезды» русской поэзии шли одним путем – в период «подготовительный» – учились писать классическим стихом Пушкина (начиная с Лермонтова, одного из величайших лириков мира, который, кроме формы, заимствовал даже и пушкинские темы), потом – шли своей дорогой. Юношеские стихотворения Белого, Брюсова, Северянина, Сологуба, и даже старших – Фофанова, Минского, Мережковского – все написаны в стиле Пушкина. Дальнейшая оригинальность каждого из них находится в прямой зависимости от силы таланта. При этом надо сделать оговорку: поэзия Бальмонта является предельным, почти чародейным завершением пушкинской формы; идти дальше в том же направлении – невозможно... Хоть это и звучит парадоксально – это оправдалось на самом Бальмонте: приблизительно 10 лет он... перепевает самого себя, себе подражает... каждая новая книга его ничего не приносит.
Наиболее могучий поэт последних лет Блок сумел выйти из «орбиты Пушкина» и, в свою очередь, как «маленький Пушкин XX века», стал опасен для молодежи... Блок – своеобразен. Его стих [...]
Талантливый юноша, В. Н. Селиванов, «преодолев» Пушкина и Блока, пошел своей дорогой. Он написал очень мало, но то, что написано – это свидетельствует о том, что он мог подарить русской поэзии много новых, прекрасных произведений.
Люди старого покроя, старые завзятые пушкининианцы – не поймут его стихов, как не поймут хотя бы логически необъяснимого «болотного попика» Блока или дивной прелести неправильного стиха, без «пушкинских» рифм, тонического размера и цезуры, его же «Двенадцати». Понять, полюбить и правильно оценить поэзию Селиванова может лишь тот, кто хоть теоретически понял основы «новой» поэзии, нового искусства, являющегося не отражением окружающей среды, природы, вообще – внешнего мира, а изображением души художника-творца в момент воздействия на нее тех или иных внешних влияний... Момент и настроение в сфере нового искусства – в противовес прежней точности, в реальном воспроизведении явлений и предметов внешнего мира – вот суть «новой» поэзии...
Поэзия Селиванова – поэзия настроения.
Форма у него – ближе к Блоку, чем к Пушкину. Иногда – стих достигает изумительной силы и красочности. Лучшее стихотворение – конечно, «Плащаница», самая крупная из всего, им написанного.
<...>
Конечно, Блок и по содержанию своего творчества и по форме своих изумительно тонких, кружевных стихотворений был всего ближе, чем кто-либо другой, музе молодого поэта.
<...>
Изумительная точность, лаконичность, образность <отдельных стихотворений>
Ранняя смерть не позволила развиться, созреть самобытному таланту Селиванова, его своеобразию. У него Бохан обнаруживал не подражания, но случайные сходства со стихами других поэтов. Например, Фета напоминают стихи
Благовонны, осиянны
Тихия поля…
Над землей обетованной
Крики журавля… Шаг неслышный у порога,
Шелесты и сны
Волхование двурогой
Розовой луны… В «Плащанице стихи
Огнем языческой стихии,
Железом из татарских лат хочется назвать стихами Андрея Белого, хотя «доподлинно знаешь, что этих стихов у него нет».
Как бы то ни было, небольшое, – из-за безвременной смерти, – по объему поэтическое наследство «ярко свидетельствует о крупном даровании».
Д. Д. Бохан. Поэт настроения. В. Н. Селиванов. Стихи. Кн. I, стр. 50. Изд. Лит.-арт. секции Вил. Рус. Общества.
Наша жизнь. 1928, № 10, 16 ноября, с. 2–3.